Меня зовут Евгения Калугина. Дети зовут меня Евгения Александровна. Уже почти 20 лет. Вот сколько я преподаю)
Что же рассказать о себе, чтобы вы поняли, что в своем деле я профи?..
Во-первых, за моими плечами высшее педагогическое образование. Считаю это важным подчеркнуть, поскольку это база. Я училась учить!
По образованию я учитель начальных классов. И 12 лет я учила малышей писать, читать, считать, узнавать окружающий мир в обычной школе.
Во-вторых, я нейропсихолог. Я осознано начала изучать нейропсихологию несколько лет назад, потому что поняла, что в современном мире мне стало не хватать знаний, полученных в пед.университете.
Учителя отмечают, что в школу приходит все больше детей, нуждающихся в особом, индивидуальном подходе. Но как его осуществить, как помочь детям с трудностями в обучении? На эти вопросы дает ответ нейропсихология. И я делюсь своими знаниями с родителями и специалистами. Потому что, убеждена: понимать суть проблемы – это уже на 50% решить ее!
Ну и третье, что считаю важным рассказать вам о себе – я очень люблю письмо! В 2016 году я увлеклась каллиграфией пером. И со временем это хобби переросло в большую школу каллиграфии «Буквы» в г.Обнинске.
Я обожаю буквы! Владею 5 стилями письма разными инструментами. И за 4 года существования школы вместе со мной полюбили буквы уже более чем 250 взрослых и детей.
Что мне позволяет творить это волшебство? Я думаю, моя искренняя любовь к делу, к буквам и к людям.
Давайте расскажу, как проходит наше обучение.Несмотря на то, что я самая настоящая учительница, учу я немного необычно) Потому что курс «Чистописание» - это все же курс исправления почерка, то есть коррекционный, и у него своя специфика.
Ко мне приходят очень разные дети. Разных возрастов, «отличники» и «троечники», спортсмены и художники. Но беда у всех одна – плохой почерк. «Учительница не понимает, что я пишу, ругается и снижает оценки за почерк». «Да я и сам порой не могу разобрать, что написал» - так говорят сами дети.
Красивый, понятный почерк.. Мечта!
В силу каких-то обстоятельств, ребята не справляются с этой задачей в своей обычной школьной жизни. И знаете, что интересно! Оказывается, обстоятельства (то есть причины этого плохого почерка) у всех детей разные. Хотя нам взрослым порой кажется, что «он просто лентяй, совсем не старается».
Вот это открытие, правда! Спасибо нейропсихологии!
Именно поэтому способ, когда мама думает: «сейчас куплю прописи, пусть сидит пишет!» - не работает.
Представьте, что вас заставили делать то, что у вас и так не получается. Или получается с огромным трудом. И делать это надо будет много и долго! В нейропсихологии этот прием называется «атака слабости». Когда то, что и так является слабым звеном в деятельности ребенка, усиливают многократным повторением.
Вспомните школьную «работу над ошибками»! Помогает ли целая строчка слова «молоко» научиться писать его красиво и без ошибок? Конечно нет! Ничего, кроме раздражения и еще большего отвращения к письму у ребенка это не вызывает. А часто еще и портит отношения с родителями. Грустно.. Родители хотят помочь, а выходит скандал.
Я давно поняла, что надписи красной ручкой «Переписать! Пиши аккуратно! Старайся!» - ничего не меняют. Ребенок и рад бы писать красиво и аккуратно, да не может! Есть причина, по которой он не может сделать то, что ждут от него взрослые.
Именно о ней, как правило, не знают ни учителя, ни родители. И ребенок остается один на один со своей бедой. В школе учительница - «Старайся!», дома мама - «Пиши красиво!». А как это сделать, никто не объясняет. Ребенок, верит своим значимым взрослым, видит их разочарование, чувствует, что с ним что-то не так и постепенно теряет веру в себя.
Одна из задач, которую я вижу перед собой, как специалист – вернуть ребенку веру в себя. В то, что на самом деле, он может вполне прилично, читаемо писать. И знаете, курс «Чистописание» оказывается очень терапевтичным, об этом говорят родители. Потому что ребенок начинает думать: «Раз получилось с почерком, может я и русский смогу вытянуть!». Рождается вера!
Как же я это делаю? 1. Право на ошибку 2. Метод зеленой ручкиУ моего ученика есть право на ошибку. За ошибку никто не ругает, не зачеркивает красным, не заставляет переписывать. Звучит как что-то волшебное, правда?) А как же тогда «учить», спросят учителя?
И вот тут вся суть. Я за то, чтобы ребенок учился ошибаться, видел свои ошибки, мог их исправить, не боялся быть наказанным. Я за то, чтобы учитель акцентировал внимание (свое в первую очередь!) и ребенка не на негативе, а на том, что получается. В жизни это не так уж и сложно организовать. Но гораздо сложнее бывает специалисту перестроить свои привычки.
Чтобы реализовать этот принцип, на моем курсе есть 2 приема: простой карандаш и «метод зеленой ручки».
Дети обожают ручки-стирашки. Почему? Ошибку легко исправить, и никто даже не догадается. Но в большинстве школ использовать такие ручки запрещено. А жаль) Мне, как учителю, в первую очередь важно, чтобы ребенок увидел свою ошибку. А если ее можно незаметно исправить – это ли не счастье!)
На курсе мы очень долго пишем простым карандашом. Причины тут две.
Первая, я думаю, вы уже догадались: его легко стереть! И никакого стресса от кривой буквы) Даже больше! Зная, что ошибку можно быстро и незаметно исправить, ребенок еще больше заинтересован в том, чтобы ее самому найти! Мне кажется это просто волшебный педагогический прием)
А вторая причина уже из каллиграфии. У простого карандаша, в отличии от шариковой ручки, отличное сцепление с бумагой. Это особенно важно для ребят с моторными трудностями и для всех начинающих осваивать навык письма. Помните, как устроена шариковая ручка? Вот самый шарик часто ведет неокрепшую детскую руку туда, куда ему вздумается. С карандашом такой беды нет. Ребенку его гораздо легче контролировать. Ну и опять же, если что-то пошло не так – легко стереть.
Второй прием, который помогает мне вернуть ребятам веру в свои силы – это «метод зелёной ручки». Придумал его замечательный педагог, автор очень близкого мне, гуманно-личностного подхода к обучению – Шалва Александрович Амонашвили (советский педагог, ему сейчас уже 92 года!).
Суть метода проста, как простой карандаш) Задача учителя – подмечать в первую очередь то, что ребёнку удалось. И особенно сильно этому радоваться вместе с ним! А то, что пока не получается – не беда, при должном усердии обязательно вскоре получится. Вы бы видели, как дети расцветают!
И родители расцветают вместе с ними. Потому что никто больше не ругает, не тычет носом в недостатки, не ждет немедленных решений. Появляется вера, что со всем можно справится. Что вот вчера только одна буква на строке была красивая, а сегодня их уже 6!
Вот такие вот педагогические чудеса.
Но этого недостаточно.
Моя методика – результат моего огромного опыта и современных научных знаний. Опыта наблюдения большого количества детей, испытывающих школьные трудности. Знания механизмов этих трудностей. Понимание того, что лежит в их основе. Все это я учитываю в курсе по коррекции почерка «Чистописание».
Мы говорили, что повод, по которому ко мне обращаются родители всегда один – плохой почерк. Но мы уже выяснили, что за этим плохим почерком стоят свои причины. И они разные. Давайте разберемся.
Причины плохого почерка:
- педагогическая запущенность
- зрительно-пространственные трудности
- моторные трудности («кинетическая мелодия»)
- гиперактивность и дефицит внимания
- истощаемость
И каждую из них я учитываю в работе:
педагогическая запущенностьСамый простой случай.
Показать, как надо: как пишется каждая буква, соединения
зрительно-пространственные трудностиЗрительные ориентиры: крупная строка, частая косая линовка, дополнительная средняя линия.
Постепенный переход от линовки к линовке.
моторные трудностиЛогика курса:
генетический принцип (от простого к сложному)
Разминки
Возможность исправить ошибку, если руку повело не туда.
гиперактивность и дефицит вниманияКороткие уроки
Короткие и четкие инструкции
истощаемостьНебольшие уроки, смена видов деятельности
Вот почему прописи сами по себе не работают.Можно ли исправить почерк? Мой ответ – да. Если вы взрослый – пишите чуть медленнее и более осознанно, постепенно наращивая темп. Осознанно – здесь ключевое. Думайте надо соединениями, думайте, куда ведете ручку. Нейропсихолог бы сказал: «Выведите процесс письма из мозжечка снова в лоб» То есть то, на что у вас уже выработались автоматизмы – сделаете снова детальным, поэлементным, сверхосознанным. Медленным. А затем, со временем, постепенно уже автоматизировать новое более качественное письмо. Тогда придет и скорость. Взрослом для этого даже прописи особо не нужны.
Но для ребенка на этом коррекционном маршруте очень важен проводник. Опытный взрослый, который поймет причину его плохого почерка, «возьмет за руку» и с учетом этой причины, проведет по всему пути. Буквы, соединения, тексты, автоматизация нового почерка.
Приходите на курс "Чистописание онлайн", исправим почерк вместе!